Календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Архив сайта

postheadericon Коллекторы

Коллектор. Этим словом банк запугивает практически каждого, кто испытывает затруднения с выплатой кредита. Именно этому грозному существу финансовая структура обещает «продать ваш долг» или выражаясь на языке закона: переуступить права требования долга. И в сознании рядового гражданина сразу возникает образ вышибалы с битой в руках. Так ли страшен этот зверь?

Оказывается, все не так ужасно. Это всего лишь новая для нашей страны профессия, уходящая своими корнями еще во времена Киевского княжества.

Слово происходит от английского collect (взимать, собирать) и латинского collectio (сбор). Таким образом, коллектор – это собиратель долгов, специально нанятый с этой целью кредитором. Его услугами могут воспользоваться практически все – от банка, выдавшего кредит, и магазина, продавшего товар в рассрочку, до обычного гражданина, который никак не может вернуть деньги по долговой расписке. Но чаще всего услугами коллекторских контор (агентств) пользуются именно финансово-кредитные учреждения, которые работают с коллекторами по агентской схеме (заключают агентские договоры) или просто избавляются от «плохих» долгов, переуступая право требования долга по договору цессии (подробнее, в чём отличие между этими договорами).

Почему же банки идут на такие меры? Все очень просто – им нужно вернуть деньги, затратив минимальное количество времени и сил, но при этом – с максимальной отдачей. С одной стороны, банку не нужно содержать собственную службу по взиманию просроченной задолженности и отнимать драгоценное время у собственных сотрудников. С другой – он тратит сравнительно небольшие суммы на выплату вознаграждения коллекторскому агентству. При этом финансовая структура вернет свои деньги гораздо быстрее, чем сработают приставы по решению суда.

Также не надо забывать, что банки находятся под жестким контролем у главного финансового регулятора – Центрального Банка РФ, который устанавливает определённые нормативы, и банки должны их соблюдать. Невыполнение требований ЦБ РФ карается лишением лицензии, а это самое страшное для банков, что может случиться. Так вот, суммарная величина плохих или застарелых долгов – это один из таких нормативов, и чтобы они не портили отчётность, банки от таких просроченных долгов стремятся избавиться, продав их на сторону. Вот тут коллекторы и пригождаются и покупают просроченные задолженности за небольшой процент от их реальной суммы. Ну а потом стараются на этом заработать, выбивая долги у граждан, чтобы заработать прибыль. Как говорят на западе: «Ничего личного, только бизнес!».
История и предпосылки возникновения профессии

Аналогом нынешним коллекторам были обычные собиратели долгов, которые существовали во времена наших далеких предков. Эти люди помогали собирать дань, которую граждане должны были уплачивать Золотой Орде, а до нее – киевским князьям. Собиратели работали от имени и по поручению действующей власти и всегда имели при себе документ, подтверждающий их права на сбор денег. Причем в таком документе всегда была указана еще и сумма, причитающаяся к уплате. Чуть позже функции по собирательству долгов государство взяло на себя, создав штат госслужащих специально для этих целей.

Взимание долгов начало оформляться в отдельный бизнес в 2000-х годах, когда одна волна кризиса сменяла другую, а количество просроченных кредитов росло на глазах. Тогда коллекторы были дочерними структурами банков и занимались возвратом долгов исключительно для своего финансового учреждения. А в 2004 году уже была зарегистрирована первая самостоятельная организация, занимающаяся сбором средств с должников разных банков. Сейчас подобные конторы регистрируются в форме ООО, ЗАО, АО и т.п., но индивидуальный предприниматель никак не может заниматься подобной деятельностью.

Самые первые коллекторы действовали весьма агрессивно, порой даже выходя за рамки закона. Тогда это было не собирательство, а самое настоящее выбивание долгов. С тех пор и закрепилось в сознании граждан, что коллектор – мощный мужик криминальной внешности, который обязательно будет угрожать и портить имущество вместе с «добрым» именем должника. В наши дни такие конторы называют «черными коллекторами». Основная же масса подобных агентств действует в рамках закона и старается в первую очередь найти компромисс между кредитором и заемщиком. Сейчас коллектор – это скорее финансовый консультант, призванный урегулировать проблемы с просрочками по кредиту в досудебном порядке.

Кроме того, в России существует НАПКА («Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств»), в которую вошли компании, соблюдающие этические нормы и ведущие свой бизнес цивилизованно. У ассоциации есть официальный сайт, где можно оставить жалобу в случае противоправных действий коллекторского агентства. В частности, НАПКА была одним из разработчиков кодекса благочестивых коллекторов «Кодекс этики и Стандарты работы с просроченной задолженностью на рынке микрофинансовых организаций».
Обязанности и возможности коллекторов

Главная и, пожалуй, единственная, цель любого коллектора – взыскать долг с неплательщика, и как можно быстрее. Причем это не просто его должностная обязанность, а единственный способ заработать себе комиссионное вознаграждение.

На первом этапе работы с проблемной задолженностью взыскатель собирает любую информацию о должнике, находящуюся в доступных ему ресурсах, включая данные, переданные банком. Когда общая картинка сложилась, коллектор начинает информировать неплательщика о наличии просроченной задолженности и размере начисленных на нее пеней и штрафов:

в телефонном разговоре;
через смс;
по почте.

В некоторых случаях должностное лицо пытается договориться с должником о личной встрече. Но ему это нужно не для угроз и запугиваний, а с целью оценить финансовое положение неплательщика. Ведь уровень сделанного в квартире (доме) ремонта и находящаяся в нем (или отсутствующая) техника расскажут о возможностях заемщика красноречивее любых слов.

Сами коллекторы выделяют 4 основных типажа должников:

плакальщики, которые постоянно жалуются на жизнь и обвиняют в своих несчастьях всех вокруг;
паникеры, запутавшиеся в собственных долгах настолько, что самостоятельно выбраться из ситуации уже не могут;
мошенники, изначально оформлявшие кредит с корыстными побуждениями;
рационалисты, которые действительно испытывают временные затруднения и готовы искать компромисс.

К каждому у взыскателей свой подход. Ведь одного, действительно, достаточно проинформировать, а другого – только по судам водить.

Если заемщик своих долгов не отрицает и готов идти на контакт с представителем коллекторского агентства, начинается процесс обсуждения вариантов урегулирования просроченной задолженности. Обе стороны пытаются найти способ, при котором должник сможет погасить хотя бы часть имеющегося долга. Как правило, рассматривается возможность реструктуризации.

В случае если заемщик полностью отрицает свою задолженность и отказывается контактировать с коллектором, остается лишь один вариант разрешения ситуации – судебное разбирательство. Коллектор имеет право инициировать подачу искового заявления, если долг выкуплен его агентством, т.е. передано его право требования по договору цессии. Но если коллекторская контора является посредником (агентом), судиться будет уже сам банк.

Таким образом, в обязанности коллектора входит информирование должников и взыскание просроченных долгов, методы которого не выходят за рамки действующего законодательства. Есть несколько вещей, которые взыскателю категорически запрещается делать:

звонить должникам в ночное время, часы которого установлены на законодательном уровне;
нарушать спокойствие в обществе;
унижать своими действиями честь и достоинство неплательщика, угрожать ему и его семье, портить их имущество;
звонить родственникам и знакомым заемщика, нарушая тем самым требования о защите персональных данных;
наносить личные визиты по месту жительства (работы, учебы) должника без предварительной договоренности;
сообщать неверную информацию о сумме долга и начисленных штрафов;
называть себя представителем правоохранительных и судебных органов;
и все остальное, что выходит за рамки закона.

А при первом разговоре с неплательщиком коллектор обязан:

представиться;
назвать наименование агентства, от имени которого он действует;
предъявить документы, подтверждающие его полномочия.

Более подробную информацию о законных ограничениях действий коллекторов вы можете получить в обзоре нового (2016 год) федерального закона о коллекторах № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Несмотря на то что деятельность «сборщиков долгов» и так регулировалась законодательством (пусть и разрозненно, в нескольких законах), но профессии коллектор как таковой не существовало. А новый закон поставил под этим «жирную точку», и одно из его важнейших положений – это легализация коллекторской деятельности. Коллекторские агентства должны быть юр.лицами, их деятельность по возврату просроченной задолженности должна быть их основным видом деятельности, и такие организации должны быть включены в государственный реестр. То есть с этого момента их контролирует государство!

К сожалению, не все «взыскатели просроченных задолженностей» работают так благородно и аккуратно. Есть некие конторы, действия которых рядом с законом и не стояли. Таких в народе называют «черные коллекторы» и стараются с ними вовсе не встречаться. Но если вам не повезло, и «ваш» коллектор оказался из их числа, смело обращайтесь с жалобой в полицию, суд или прокуратуру (читайте, куда пожаловаться на действия коллекторов?). Только запаситесь доказательствами своей правоты. Собственно, в интернете уже столько появилось весьма достойных сайтов, посвящённых правильному взаимодействию должников с коллекторами, что найти нужную информацию, как выстроить общение с такими сборщиками долгов, не составит труда.
Необходимые знания и качества

Желающих стать коллектором сейчас достаточно много – процент просроченных ссуд растет, а значит, и работа находится всегда. Но претенденты здесь, как и везде, проходят тщательный отбор.

В первую очередь посчастливится тем, кто располагает экономическим, юридическим и финансовым образованием, лучше всего – высшим. Ведь работа тесно связана с кредитами и процедурой их возврата, а чтобы действовать в рамках закона, нужно этот самый закон знать. Кроме этого, претендент на должность коллектора должен обладать неплохими коммуникативными навыками и знать хотя бы азы психологии. Должники встречаются разные, и к каждому нужно найти свой подход, чтобы беседа прошла безболезненно для обеих сторон.

Стрессоустойчивость – тоже значимая черта будущего взыскателя. Нужно научиться сохранять трезвую голову в любой самой непростой ситуации. Ведь, повторимся, неплательщики встречаются разные. А настойчивость в совокупности с умением обходить конфликтные ситуации позволит сделать отличную карьеру.

Как показывает практика, самыми лучшими коллекторами становятся бывшие прокуроры, юристы, работники правоохранительных и судебных органов, а также педагоги-психологи.

Кстати, обязательно посмотрите фильм «Коллектор» с Хабенским, оттуда можно многое почерпнуть интересного об этой профессии.
Куда пойти учиться?

Такой специальности, как коллектор, вы не отыщите ни в одном ВУЗе. Чтобы в будущем занимать должность взыскателя, рекомендуется выбирать одну из следующих профессий:

экономист;
психолог;
юрист;
педагог.

Или же обучаться по направлениям «финансы и кредит» и «банковское дело». Хотя, с учётом выхода этой профессии из тени, есть вероятность полноценного обучения коллекторскому ремеслу в институтах и университетах.

После получения долгожданной корочки об образовании можно пройти специализированное обучение на курсах, которые организуют сами коллекторские агентства.
Дальнейшая карьера

Работая в коллекторской конторе, человек развивает в себе массу положительных качеств, которые могут пригодиться ему в дальнейшем.

Самая первая ступень карьерной лестницы – переход из колл-центра в департамент рисков или управления финансами. Но можно и вовсе сменить род деятельности. Ведь накопленные коммуникативные навыки, в частности – умение убеждать и находить компромиссы, помогают устроиться:

кредитным специалистом или в службу управления активами банка;
страховым агентом;
менеджером по продажам;
сотрудником в любую дистрибьюторскую компанию.

Впрочем, вам теперь подойдет любая должность, связанная с рисками, финансами или прямыми продажами.

Так кто же это – коллектор? Как оказалось, обычная профессия, в которую идут столь же обычные люди. Их деятельность направлена на разъяснение должнику всех негативных последствий его поведения. Цель любого коллектора – найти выход из сложившейся ситуации, который будет устраивать обе стороны сделки. Поэтому не стоит избегать общения с этими людьми, а уж тем более – бояться их. Смело идите на контакт и решайте свои финансовые проблемы мирным путем.

Оставить комментарий