Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архив сайта

postheadericon Живое прикосновение

В Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) продолжается выставка произведений Олега Кудряшова. Имя Кудряшова хорошо известно в среде профессионалов, его называют одним из самых ярких и оригинальных русских мастеров XX столетия, и выставка подтверждает это. Музейная коллекция освещает почти все периоды творчества художника: от ранних рисунков и гравюр до бумажных рельефов и больших цветных листов, созданных уже в 2000-е годы. Впервые его работы появились в собрании музея в 1998 году, когда Кудряшов вернулся в Москву после 24-летнего пребывания в Лондоне. Эти 20 гравюр сухой иглой – малая часть того щедрого дара российским музеям, с которого художник начал новый этап своей жизни на родине.

Знакомство с замечательным мастером и человеком стало для сотрудников музея знаменательным событием, переросшим в дружбу. За последние два года художник передал в музейное собрание около 200 уникальных листов. Большинство из них выполнены в любимой художником технике гравюры сухой иглой, но не являются тиражной графикой. Как говорит сам мастер, «самое ценное – это живое прикосновение, живой рисунок… Мне эта техника была нужна не для тиража, а для качества штриха, только». Да и как можно тиражировать желание «разобраться с самим собой», которое для Олега Кудряшова стало главным в творчестве?! Настаивая на «автопортретности» своего искусства, художник через личное приходит к знаковым темам XX века, ставшего во многом разрушительным. Тема разрушенного, оставленного жилища проходит через все творчество Кудряшова, к нему постоянно возвращается память художника, выхватывая из прошлого то, что когда-то было особенно дорого.

Воспоминаниями рождены многие его образы. Из воспоминаний и острого осознания того, что всё, бывшее с ним в Москве до этого, «осталось сзади, без оглядки», возникла созданная в эмиграции серия листов «Окна». На работах, сделанных в Англии, он писал: «Река Яуза с этой стороны, а Атлантический океан – с другой». Сегодня многими воспоминаниями художник связан с оставленным Лондоном. Все периоды непростой жизни мастера – и в Советском Союзе, и в Великобритании, куда он уехал в поисках возможности свободно работать, и по возвращении на родину – художник оставался и остается верным себе, своему творчеству. Кажется, что творчество для Кудряшова искупает все. На глазах у зрителя происходит акт примирения с жизнью: хаос разрушения, драматически напряженное столкновение линий и красок каким-то удивительным образом перерождается в его листах в гармонию.

Работы Олега Кудряшова хранятся во многих собраниях мира: в галерее Тейт и музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Дрезденской Национальной галерее, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в других государственных и общественных музеях и галереях США и Европы. Большое собрание произведений художника хранят Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный центр современного искусства в Москве, а также многие музеи и галереи страны. Произведения мастера ежегодно экспонируются на международных выставках. Персональные выставки Кудряшова в Москве прошли в 1990-х годах, но в последнее время его работы нечасто появляются на столичных выставочных площадках.

Экспозиция в Истре дает возможность увидеть произведения художника 1960–1970-х годов и познакомиться с «новым» Кудряшовым. В больших листах 2000-х годов, исполненных в технике чистой акварельно-гуашевой живописи и в технике, соединяющей живопись с печатью с гравированной доски, чрезвычайно ярко проявляется уникальный дар Кудряшова, художника мощного темперамента и редкой интуиции, человека творчески дерзновенного и свободного. Выставка «Живое прикосновение» будет открыта до 15 июля в Выставочном корпусе музея.

Источник: votpusk.ru

Оставить комментарий